10 февраля 2023 года, Нью-Дели
Тхайе Дордже, Его Святейшество XVII Гьялва Кармапа поделился следующим посланием соболезнования после недавнего землетрясения на границе Сирии и Турции.
Дорогие друзья в Дхарме!
Я с глубокой печалью следил за развитием событий после разрушительного землетрясения, поразившего в прошлый понедельник приграничные области Турции и Сирии.
На тот момент, когда я пишу эти строки, количество погибших превысило двадцать одну тысячу, десятки тысяч людей получили увечья, и к тому же очень многие стали бездомными и лишились основ для материального существования.
Слова не полностью отражают степень сочувствия к тем, кто оказался в такой беде, и даже молитвы могут показаться слабым средством перед лицом такого страдания.
Единственное, о чем здесь можно вспомнить, это что жизнь поистине хрупка; и печально, что только такие сильные трагедии, как кажется, могут пробудить нас к подлинному ощущению непостоянства.
Однако это может быть возможностью осознать, что непостоянство – реальность, и что любопытным образом в непостоянстве также мы можем найти утешение: непостоянство показывает, что никого из нас никогда и не было здесь, прежде всего, и поэтому никто на самом деле не погибает, поскольку некому здесь погибать.
Мы не можем не чувствовать, что любимые, которых мы потеряли, "удалились" в неведомое место, а мы в ином измерении "живы", и что мы поэтому чувствуем себя отделенными от них, разлученными с ними и оказавшимися в трудной ситуации.
Я полагаю, что непостоянство – один из аспектов жизни, которые показывают нам, и в каком-то смысле через нас, что тщетны попытки вернуть потерянное и нам нужно жить с болью утраты.
Я полагаю, что жизнь взывает к нам через непостоянство, показывая, что слово "потерянное" или мысль о "разлуке", это только это – слово, мысль, и ничто иное.
Поэтому, пожалуйста, найдите способ не только знать, но и чувствовать, что разделены мы только мыслями, словами и концепциями.
Правда, что концепции символизируют то, когда мы вместе, когда мы живы, когда мы на связи. В этом их прелесть.
Однако никто на самом деле не живет, не жив, не остается "здесь" и никто на самом деле не мертв и потерян, не удалился "туда".
Быть "здесь" и "там" – концепции, выражаемые только нами, людьми. И нет ничего неправильного в том, чтобы выражать свои мысли так же, как другие люди. Это мы и делаем.
Тем не менее, быть человеком означает также иметь смелость понимать, что мы не можем попросить свои концепции вернуть наших любимых, перемотать обратно кинопленку или позволить нам терзаться, все время думая "неужели".
Мы должны отпустить концепции о любимых и концепцию об их утрате.
Вместо того чтобы плакать и умолять свои концепции вернуть все как было, мы должны найти способ отпустить концепции и ценить то, что они нам дали, все прекрасные воспоминания, которые они нам подарили.
Тем самым мы можем прийти к осознанию того, что наше чувство расставания – всего лишь способ выражения: выражения того, как мы никогда не хотим быть разделенными и как мы желаем никогда не разлучаться.
Но нам не нужно верить, что мы действительно разлучились, потому что вне концепций мы никогда и не разлучались, прежде всего.
И все же есть такая роскошь у нас, у людей, что мы можем говорить "Я люблю тебя" все равно. У нас есть роскошь говорить "Я не хочу с тобой разлучаться", даже если мы никогда не разлучались.
Например, когда мы просим кого-либо молиться за нас, то само собой, что никогда не бывает нехватки молитв, но все равно мы формулируем такое пожелание. И в этом вся прелесть, в каком-то смысле.
Таким образом, концепции так много для нас сделали, ведь без концепций мы никогда не узнаем, как мы любим друг друга. Реальность в том, что мы всегда любили друг друга, задолго до того, как нам были известны концепции, но именно концепции помогли нам понять этот факт.
То же касается всех аспектов жизни, и жаль, что мы приходим к такому осознанию, только будучи потрясенными большими трагедиями, тогда как что-то небольшое, небольшие детали в жизни неспособны встряхнуть нас или разбудить.
Поэтому переживание, что мы разделены, которое у нас появляется сейчас, это еще одна помощь от наших концепций: шанс осознать, что мы никогда, на самом деле, не разлучаемся.
Вкратце, вот что я пытаюсь донести: цените свои концепции, но не умоляйте их вернуть все как было, не просите перемотать пленку. И не злоупотребляйте концепциями, пытаясь найти, кто ответственен за вашу боль, не используйте их, чтобы бросаться обвинениями.
Если мы будем таким образом злоупотреблять концепциями, пытаясь вернуть все как было или бросаясь обвинениями, мы не обретем никакого чувства утешения или контроля над ситуацией, потому что концепции вовсе для этого не предназначены.
В такие времена естественно, что возникают мысли "Как мне теперь жить?" или чувства одиночества, страха, потерянности и разлученности. Когда возникают эти мысли и эмоции, мы можем их допускать, так как это лишь уникальные способы сказать, на самом деле: "Жаль, что мы разлучились, и я по тебе очень сильно скучаю".
Поэтому единственное утешение или отдушина, которую мы можем найти, это понимание, что мы никогда не расставались.
Если вы помните взгляды глаз ваших любимых, если вы помните их прикосновения, особенно в те мгновения, когда никакие слова не произносятся, то эти воспоминания могут навести нас на истину: что нам никогда, на самом деле, не нужны были концепции, чтобы знать, что любовь всегда есть.
И тем самым мы можем прийти к осознанию того, что концепции всего лишь украшают уже красивые цветы.
Итак, я не пытаюсь сказать, что вы должны быть сильными, вы должны жить, вы должны быть храбрыми, как будто трагедия реальна, как будто вы действительно разлучились с вашими любимыми и теперь покинуты и растеряны.
Нам не нужно стараться быть сильными, будто мы слабые. Нам не нужно стараться жить, будто мы умираем. Нам не нужно быть храбрыми, будто нам недостает отваги. Ничто из этого никогда не было нашим предназначением.
Но мы можем попросту дорожить всеми прекрасными воспоминаниями, что подарили нам наши концепции.
И говорить от всего сердца "в добрый путь" концепциям, которые позволили нам осознать, что мы, прежде всего, никогда и не разлучались.
С молитвами,
Тхайе Дордже, Его Святейшество XVII Гьялва Кармапа